Предлагаем большой ассортимент природоохранного оборудования.
Впервые принцип «Наилучших доступных технологий без чрезмерных затрат» (Best available techniques not entailing excessive costs (BATNEEC), был сформулирован в Директиве Рабочей группы по атмосферному воздуху (Air Framework Directive (AFD) в 1984 г. и относился к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крупных промышленных предприятий.
В 1996 году, данный принцип был переосмыслен и изложен в Директиве по Комплексному предупреждению и контролю загрязнений (IPPC), 96/61/EC., и рассматривал вопросы применения наилучших существующих технологий в отношении трех компонентов окружающей среду — атмосферного воздуха, водных объектов и почв.
Директива 96/61/EC предусматривала установление предельных значений негативного воздействия на окружающую среду на основе наилучших существующих технологий.
В развитие Директивы в ЕС были разработаны и утверждены отраслевые справочники наилучших существующих технологий (Best Avaliable Techniques REFerences — BREF).
Дословный перевод «best available techniques» — «наилучшие доступные технологии и практики», однако в Российском природоохранном законодательстве используется термин «наилучшие существующие технологии».
Общепризнанной и наиболее совершенной является система природоохранного законодательства, принятая Европейским Сообществом. Эта правовая система в значительной мере является законодательством прямого действия, и, в отличие от рамочных законов России, не нуждается в дополнительном толковании актами каких-либо органов власти. Кроме того, система охватывает практически все основные вопросы охраны окружающей среды и природопользования. И самое главное – нормы ЕС есть результат компромиссного равноправного диалога между обществом, государством и бизнесом.
Основным принципом природоохранного законодательства ЕС, предусмотренным Директивой 96/61/ЕС, в последней редакции 2008/1/ЕС от 15.01.2008 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений», является постоянное снижение степени воздействия на окружающую среду. В целях создания равновесия между требованиями минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями Директивой предусмотрено применение механизма расчета показателей воздействия на основе «наилучших доступных технологий» (НДТ). Термин НДТ подразумевает, что такая технология является самой лучшей с точки зрения соблюдения экологических требований и доступной для лиц, заинтересованных в ее применении. Директивой отмечено, что требование о применении НДТ распространяется только на наиболее крупные отрасли экономики, эксплуатация предприятий которых связана с существенным воздействием на окружающую среду.
Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевой элемент в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности, через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.
Справочники по НДТ широко используются в процедуре нормирования негативного воздействия, выдачи разрешений предприятиям на выбросы, сбросы, размещение отходов в странах ЕС. Подготовка справочников по НДТ – это непрерывный процесс, включающий периодический пересмотр и обновление справочных данных.
Перечни НДТ (BREF) применительно к различным отраслям промышленности содержатся в рекомендательных справочных документах, подготовленных и регулярно обновляемых специально созданным для этих целей Европейским бюро с участием представителей профильных органов власти, отраслевых компаний и ассоциаций, специалистов по охране окружающей среды. Справочными документами не предписывается использование какой-либо одной технологии, а предлагается диапазон уровней выбросов/сбросов, которые можно достигнуть путем применения различных наилучших технологий, имеющихся на рынке и оказывающих наименьшее воздействие на окружающую среду, с учетом технических характеристик рассматриваемой установки, ее географического положения и местных экологических условий.
Как правило, система эколого-технологических нормативов ложится в основу целевых показателей, на достижение которых направлена природоохранная политика предприятий, следующих в своей деятельности основным положениям стандартов экологического менеджмента ИСО серии 14000. Применение НДТ в европейской терминологии означает не только предписание использования экологически благоприятного технического решения для производства конкретной продукции, но и рекомендует некоторые шаги по организации системы экологического менеджмента – неотъемлемой части общей системы управления. При этом отмечается, что внедрение системы экологического менеджмента позволит оптимизировать весь комплекс мер, которые в целом приведут к предупреждению и снижению негативного воздействия производственного процесса на окружающую среду.
Справочники по НДТ являются основой как для субъектов предпринимательской деятельности при выборе технологий, так и для уполномоченных государственных органов при выдаче разрешений допустимого воздействия на окружающую среду. Директивой ЕС также предусматривается выдача комплексного разрешения на все виды воздействия (выбросы, сбросы, отходы). За рубежом принцип НДТ является основным инструментом при регулировании техногенного воздействия на окружающую среду, и его практическое применение наглядно показало свою эффективность.
Источник: www.ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0134&pg=010
На шестой сессии Межправительственного комитета для ведения переговоров в рамках Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, проходившей 17?21 июня 2002 года в Женеве, Швейцария, была учреждена Группа экспертов по наилучшим имеющимся методам (НИМ) и наилучшим видам природоохранной деятельности (НПД) для разработки руководящих принципов по НИМ и предварительных указаний по НПД, относящимся к положениям статьи 5 и приложения С к Конвенции.
Проект закона о совершенствовании системы нормирования в области охраны окружающей среды предусматривает переход крупных предприятий на принцип наилучших доступных технологий (НДТ), на основании которых будут устанавливаться нормативы выбросов, сбросов, образования отходов.
Соответствующий законопроект опубликован на официальном сайте МПРиЭ РФ.
"Российская газета" - Экономика "Экология" от 29.04.2011г.:
Что же такое «наилучшие существующие доступные технологии»?
Это технологии, которые экономически доступны и которые практически внедрены на нескольких предприятиях. При этом очевидно, что законодательством задаются не сами технологии, а задаются нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие наилучшим технологиям, то есть мы создаем для предприятий цель, к которой они реально могут стремиться.
При этом для внедрения наилучших существующих доступных технологий нам необходимо 6 тыс. описаний технологических процессов. В Евросоюзе они разбиты на 27 отраслевых справочников, обновляемых один раз в три года. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период. Но сразу хочу сказать, что мы, конечно, не собираемся изобретать что-то новое. Наилучшие существующие доступные технологии существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому прежде всего мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF.
Каковы этапы перехода на принципы НДТ?
С 2012 до 2014 года планируется разработать всю необходимую документацию, разделить предприятия на категории и утвердить планы мероприятий по снижению воздействия.
С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых объектов, не соответствующих принципам наилучших существующих доступных технологий.
С 2016 года - установить запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех, которые проектировались до изменения законодательства.
И, наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется еще пятилетний период для ее завершения.
На первом этапе реформирования законодательства в период до 2016 г. планируется исключить из практики установление лимитов, при этом повысив плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Как это отразится на экономическом состоянии предприятий?
Для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своего производства в целях перехода на НДТ, плата за негативное воздействие увеличится в 2,3 раза к 2012 г. и в 3,4 раза в 2016 г. При этом общий объём годовой платы за негативное воздействие составит 138 млрд руб., или чуть более 1% от прибыли предприятий. Сегодня он составляет 18 млрд.
Необходимо отметить, что для предприятий, переходящих на НДТ, платежи снизятся на 60%, а после внедрения НДТ уменьшатся в 2 раза.
Для внедрения НДТ необходимо описать 6 тысяч технологических процессов, составить 27 отраслевых справочников, обновляющихся один раз в три года. Мы не собираемся изобретать что-то новое. НДТ существуют не в национальном, а в межнациональном масштабе, поэтому, прежде всего, мы будем переводить и адаптировать уже имеющиеся справочники BREF. Это достаточно большая работа, для нее предусмотрен переходный период.
Принятие законопроекта будет способствовать увеличению доходов бюджета от платы за негативное воздействие на окружающую среду в России в 2015 году с 18 млрд. рублей до 50 млрд. рублей.
При этом, для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ при условии соблюдения технологических нормативов взиматься не будет.
Масштабная модернизация экономики нуждается в экономической поддержке со стороны государства. Проектом закона предусмотрено применение методов экономического стимулирования.
Предлагаемый набор инструментов сделает инвестиции в наилучшие доступные технологии более привлекательными, чем продолжение работы на изношенном и неэффективном оборудовании, в том числе субсидирование государством процентной ставки по инвестиционным кредитам, введение дополнительного коэффициента к норме амортизации, равного 2 и другие.
В правительстве готовится базовый документ - "Основы экологической политики России на период до 2030 года". Документ не просто формирует политику государства в этой сфере, он вводит ориентиры для совершенствования законодательства и новые принципы устойчивого развития.
Самый важный законопроект – о нормировании и экономическом стимулировании. Очевидно, разные предприятия совершенно по-разному влияют на состояние окружающей среды. Из миллиона предприятий Российской Федерации, оказывающих то или иное воздействие на природу, только 11,5 тыс. предприятий отвечает за 99% выбросов и сбросов. Таким образом, по отношению к подавляющему массиву предприятий мы видим задачи не столько ужесточения экологического законодательства, сколько снятия административных барьеров. По 700 тыс. предприятий с незначительным уровнем воздействия мы предполагаем переход на декларирование, по 290 тыс. нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов.
Что же касается оставшихся 11,5 тыс. опасных экологических объектов, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий. При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт. .. Кроме принципа наилучших существующих доступных технологий, в мире иногда используются нормативы качества окружающей среды, но они используются не для нормирования, а для контроля нагрузки на соответствующую территорию, то есть скорее как инструмент территориального развития. Кроме того, для предприятий они абсолютно невыполнимы, потому что требуют снижения выбросов в 10 раз.
Теперь по поводу того, что предполагается в рамках мер экономического воздействия в период внедрения наилучших существующих доступных технологий. Мы предполагаем два этапа увеличения платы за негативное воздействие: в 2–3 раза, по отношению к существующему уровню сегодня, в 2012 году, и в 3–4 раза в 2016 году. С учётом этих повышений объём платы в 2020 году будет составлять 1,1% от прибыли предприятий. При этом это будет касаться предприятий, которые не переходят на существующие наилучшие доступные технологии (НДТ). Что касается предприятий, переходящих на принципы НДТ, то плата для них будет снижаться. Хочу сразу сказать, мы, очевидно, понимаем, что 1,1% – это в среднем по всей экономике Российской Федерации. Очевидно, будут отраслевые искажения, будут искажения, связанные с конкретными предприятиями. На эту тему нам с коллегами из Министерства экономического развития и Минфина ещё надо вместе работать, но времени на это у нас существует вполне достаточно – до 2020 года.
Теперь по поводу административных мер и как они будут действовать в период перехода на принципы НДТ. С 2012 до 2014 года мы предлагаем разработку всей необходимой документации – деление предприятий на категории (категории будут утверждаться постановлением Правительства), подготовку нормативных актов, утверждение планов мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам существующих наилучших доступных технологий. Это тоже примерно тот путь, которым шёл весь мир. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом, если существующие предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется ещё пятилетний период для её завершения.
Что хотелось бы сказать в целом по предлагаемым мерам?
Все решения носят отсроченный характер. Меры экономического характера в целом составляют 1,1% от прибыли предприятий. Для предприятий, переходящих на НДТ, объём платы снижается (а не увеличивается!) на 70%. И наконец, до внедрения принципов НДТ на существующих предприятиях в 2020 году у Правительства есть возможность проанализировать экономическую ситуацию и сделать выводы по судьбе каждого конкретного предприятия.
Прежде всего система нормирования негативного воздействия на окружающую среду субъективна и позволяет предприятиям неограниченно загрязнять воздух, воду, почву. Существующая сейчас плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась с 1991 года. Она не стимулирует предприятия внедрять "зеленые" технологии. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба. Не обеспечены условия для создания бизнес-среды в сфере переработки и утилизации отходов. Практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы, так как в действительности он затрагивает только 5% всех объектов.
Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовило пакет из восьми экологических законопроектов, охватывающих различные стороны отношений человека и природы. Большая часть из них уже согласована и внесена в правительство.
Предприятия-загрязнители поделят на три категории..
Самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании. Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. Ее основные недостатки в том, что она, с одной стороны, предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны - субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит. Такая конструкция законодательства приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.
Что мы предлагаем?
Прежде всего - разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, поскольку из миллиона всех наших предприятий за 99% выбросов и сбросов отвечает только 11,5 тысячи.
700 тысячам организаций, которые незначительно воздействуют на природу, мы предлагаем перейти на декларирование, а для 290 тысяч с умеренным воздействием нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу. Таким образом, мы снимаем административные барьеры, уменьшаем количество справок и бумаг для большинства предприятий.
Что же касается оставшихся почти 11,5 тысячи опасных экологических объектов, которые являются основными загрязнителями окружающей среды, то по отношению к ним законопроект планирует переход на принципы наилучших существующих доступных технологий (НДТ). При выборе этого принципа мы опирались на мировой опыт.
Что же такое "наилучшие доступные технологии"?
Это технологии, которые уже внедрены на одном или нескольких предприятиях и предлагаются к использованию. Для каждой технологии существуют показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии, в расчете на единицу произведенной продукции. Они формируют новую систему технологического нормирования для крупных предприятий.
Источник: www.rg.ru/2011/04/29/ekologia.html
И.И. Ребрик, А.Ю. Кочешков, И.А. Борисовская, Объединенная компания «РУСАЛ»
Ребрик Иван Иванович - директор Департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности объединенной компании «Российский алюминий». Является членом Комитета по экологии и энергоэффективности Международного института алюминия (IAI), представителем регионального отделения по Красноярскому краю Всероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», членом наблюдательного Совета НП «Национальное углеродное соглашение».
Источник: www.ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0134&pg=010
Как показывает российский опыт, отечественные природопользователи, особенно те, чья продукция шла на экспорт с начала 90-х годов, инициировали применение технологических нормативов, основанных на применении наилучших имеющихся (доступных) технологий в целях регулирования выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образования отходов.
Например, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2002 № 50 был утвержден программный документ «Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год». Указанными Основными направлениями предусмотрено «…создание и ведение банков данных наилучших существующих технологий, основанных на последних достижениях науки и техники и имеющих установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов».
Положительный опыт наблюдался и в Архангельской области по оптимизации нормирования сброса биологически очищенных сточных вод целлюлозно-бумажных организаций Архангельской области в водные объекты. Завершающим этапом эксперимента должен был стать переход данной категории предприятий на единые технологические нормативы с использованием наилучших технологий.
В 2004–2005 гг. в РАО «Бумпром» была разработана отраслевая система технологического нормирования выбросов/сбросов и размещения отходов, основанная на внедрении наилучших существующих технических средств с максимальным учетом российских реалий. Указанная система должна была стать основой комплексного разрешения на выбросы/сбросы и размещение отходов, отличалась сокращенным списком нормируемых загрязняющих веществ, в основном характерных для применяемой технологии и нормированных по количеству вырабатываемой продукции.
В 2006 г. Совет директоров ОК «РУСАЛ» утвердил экологическую стратегию компании. Для реализации цели №8 стратегии «Содействие созданию современной нормативно-правовой базы по экологии производства алюминия и глинозёма» заключён ряд договоров с научно-исследовательскими институтами. Ведётся разработка материалов, методик, инструкций, создание баз данных по расходным коэффициентам, качеству сырья, удельным выбросам производства с целью разработки и утверждения технологических нормативов. Установлены индикаторные показатели экологических параметров технологий предприятий для оценки и управления динамикой достижения нормативов ПДВ и НДС. Предприятиям установлены целевые показатели по переходу на системы замкнутого оборотного водоснабжения для основных технологических процессов. 82% предприятий компании сертифицированы по ISO 14001 .
Заслуживает живой интерес и прошлый опыт ОАО РАО «ЕЭС России», концепция реализации экологической политики которой позволила внедрить на корпоративном уровне экономические механизмы, нацеленные на внедрение наилучших доступных технологий. Целевые обязательства энергокомпаний холдинга по экологии вошли составной частью в инвестиционные обязательства новых собственников при расформировании холдинга.
В 2006 году рядом предприятий целлюлозно-бумажной промышленности по согласованию с МПР России и Ростехнадзором был инициирован проект «Разработка и реализация системы технологического нормирования на основе стратегии устойчивого развития», который так и остался на этапе согласований.
Но в результате неоднократного реформирования государственных органов управления в области охраны окружающей среды и отсутствия прямой заинтересованности органов исполнительной власти в поддержке указанных инициатив положительный опыт субъектов экономики до сих пор остается неучтенным и нереализованным.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в рамках российского законодательства установлены требования по разработке нормативов допустимых выбросов/сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нормативов допустимых физических воздействий (количества тепла, уровни шума, вибрации и пр.) на окружающую среду, нормативов образования отходов производства и потребления, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
При этом установление нормативов допустимых выбросов и сбросов согласно ст.ст. 19 и 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ должно исходить из нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов, а также с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Однако, несмотря на наличие в законодательстве основополагающих положений, касающихся нормирования на основе показателей НСТ (НДТ), применение данного подхода затруднено ввиду отсутствия должного механизма реализации установленных норм. Отсутствие соответствующего нормативно-правового обеспечения рассматриваемой проблемы увеличивает риск необоснованного повышения экологических платежей за выбросы/сбросы и размещение отходов производства и потребления.
Принимая во внимание положение дел в сфере природоохранных отношений в Российской Федерации, а также наличие положительного западного опыта, желание и готовность бизнеса внедрять НДТ, можно заключить, что имеются все основные предпосылки для введения в России системы нормирования, основанной на НДТ.
Таким образом, для повсеместного улучшения экологической обстановки в Российской Федерации целесообразно адаптировать положительный опыт европейских государств с учетом территориальной, экономической и социальной специфики РФ и устранить противоречия между положениями действующего законодательства и практикой регулирования в части нормирования допустимого воздействия на окружающую среду.
В рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы нормирования необходимо привязать нормативы допустимого воздействия на окружающую среду к существующим технологиям и обеспечить постепенное снижение выбросов/сбросов вслед за улучшением стандартов производства. В этих координатах будут заданы и параметры перспективных программ по модернизации производства. Важно также отметить, что ужесточение административной ответственности юридических лиц, как и повышение платы за воздействие на окружающую среду, неэффективны без использования экономических рычагов в целях обеспечения рациональной и экологически ответственной организации производства. Только такой подход позволит пройти период финансово-экономического кризиса с наименьшими потерями и повысить качество промышленного развития.
Восстановительный период после кризиса может продолжаться несколько лет. Необходимо использовать этот период для перехода на НСТ, что, несомненно, положительный скажется на состоянии экономики.
Основные цели:
Основные задачи: